Положение об областной Акции «80 поэтических строк», посвящённой 80-летию со Дня рождения О.А. Фокиной.
Положение
об областной Акции
«80 поэтических строк»,
посвящённой 80-летию
со Дня рождения О.А. Фокиной.
Организатор Акции – Библиотечно-информационный юношеский центр имени В. Ф. Тендрякова БУК ВО «Областная универсальная научная библиотека» (далее – областная библиотека)
Цель Акции:
Привлечение внимания к творчеству О.А. Фокиной
Задачи акции:
Ø Помочь взрослеющему человеку увидеть сложный и многообразный мир через творческую призму поэта.
Ø Создать атмосферу заинтересованного чтения произведений поэта в день проведения Акции
Условия проведения
Акция проводится в форме, выбранной организатором, по сценарию Юношеского центра, адаптированного к данному коллективу слушателей, участников Акции
Участники:
· Учащиеся 7-8, 9-11 классов средних общеобразовательных школ Вологды и области
· Студенты вологодских колледжей и техникумов
Место проведения:
· Средние общеобразовательные и средние профессиональные учебные заведения Вологды и Вологодской области (школы, колледжи, техникумы)
· Библиотеки области
Срок проведения:
Акция проводится в период с 4 сентября по 9 сентября 2017г.
Партнёры
Партнёром Акции может быть любая организация, поддерживающая его цели и задачи, принимающая участие в организации и проведении мероприятия на местах
Подведение итогов
Итоги Акции в районных центрах области сообщаются в Юношеский центр имени В. Ф. Тендрякова областной библиотеки не позднее 12 сентября 2017 г. по электронному адресу lecxen@yandex.ru
Отзывы и фотоматериалы приветствуются. Итоговая информация будет размещена на сайте юношеского центра областной библиотеки. library35.tendryakovka.ru
По всем вопросам организации и проведения Акции обращаться:
- Юношеский центр областной библиотеки, главный библиотекарь отдела Людмила Евгеньевна Сергеева-Христова, тел: (8172)72-36-56, 8-953-516-05-14, lecxen@yandex.ru
СЦЕНАРИЙ АКЦИИ
«80 поэтических строк»,
посвящённой 80-летию со дня рождения О.Фокиной
Ведущий (учитель , библиотекарь) приветствует собравшимся:
2 сентября – обычный для большинства людей день, но для любителей поэзии он особенный – 2 сентября День рождения. Ольги Александровны Фокиной. Известному поэту исполнилось 80 лет!
Сегодня 4 (5, 6,7,8, 9) сентября на Вологодской земле стартовала поэтическая Акция, посвящённая нашей современнице, поэту с большой буквы, Ольге Фокиной. В ней принимают участие не только ребята нашей школы (класса), но и юные вологжане, жители больших и малых городов и деревень нашей родной Вологодчины.
Акция организована по инициативе юношеского центра имени В. Тендрякова областной библиотеки.
Наверное, есть такие люди, которые и знать-не знают, ни стихов Ольги Фокиной, ни, быть может, даже её имени-фамилии. (Всякие люди живут на белом свете.) Но мы, вологжане, не из их числа. Ольгу Фокину знают и любят и на Вологодчине, ставшей для неё родной, и, конечно, в Архангельской области, где она родилась 80 лет назад 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевская. Да и всероссийский читатель любит её творчество. Для многих ценителей русской
поэзии именно творчество Ольги Александровны достойно представляет сейчас великую русскую литературу.
Много разных событий: и горестных, и счастливых было в её долгой жизни. Трудное детство в годы Великой Отечественной войны. Оле было 6 лет, когда в 1943 году погиб отец. Мать одна поднимала пятерых ребятишек.
Счастливое, радостное время учёбы: сначала в школе, потом в медицинском училище в Архангельске, где она была отличницей, наконец, в Москве – в Литературном институте имени М. Горького!
Писать стихи для Ольги Фокиной – как дышать! Писать их она начала еще в школе, в возрасте 8 или 10 лет. В самодельных альбомчиках вместе с братом заполняла странички своими рисунками и стихами и серьезного значения своему увлечению Ольга не придавала. Но оказалось, что писать стихи –её призвание на земле.
По окончании вуза вскоре один за другим выходят в свет поэтические сборники «Сыр-бор», «Реченька», «Маков день» и многие-многие другие.
Десятки тысяч книг Ольги Фокиной стоят на домашних и библиотечных полках. У меня дома тоже есть сборник стихов Ольги Фокиной…
А у вас?
(Выразить своё отношение к ответам)
О чём же пишет поэт? Почему её стихи так трогают, волнуют душу русского человека, особенно, деревенского? Конечно, есть люди, глухие и к поэзии, и к музыке…Не о них речь. Поэты – особенные люди. Они наделены волшебным даром из обычных слов слагать рифмы и не просто рифмы, а выражать в них мысли и чувства души, которые находят отклик у других людей…
Чтец 1
Простые звуки родины моей: Реки неугомонной бормотанье Да гулкое лесное кукованье Под шорох созревающих полей. Простые краски северных широт: Румяный клевер, лён голубоватый, Да солнца блеск, немного виноватый, Да облака, плывущие вразброд. Плывут неторопливо, словно ждут, Что я рванусь за ними, как когда-то... Но мне, теперь не меньше их крылатой, Мне всё равно, куда они плывут.
Мне всё равно, какую из земель Они с высот лазурных облюбуют, Какие океаны околдуют И соберут их звонкую капель. Сижу одна на тихом берегу, Варю картошку на родном огнище, И радость ходит по душе и брызжет, Как этот кипяток по чугунку. Другим без сожаленья отдаю Иных земель занятные картинки. ...И падают весёлые дождинки На голову счастливую мою.
А сейчас предлагаю перенестись в совсем иное место на земле и отгадать,
какую страну так описывает О.Фокина, посетив её в далёком 1983 г.:
Ведущий:
Господи, какие там акулы?
Какие кризисы? Какой антагонизм?
Вполнеба – солнышко!
В обхват – бананов гроздья!
Крик петуха и кукабарры поутру.
Под эвкалиптами мы – смело, как не гости, -
Рядком со страусом! В обнимку с кенгуру!
Не дух противоречий,
А дух любви, объединяющий сердца,
Я увезла от золотой с тобою встречи,
И сохраню его до смертного конца.
1983.
Ответ: Австралия.
У меня есть для вас 2 подсказки:
1) контур Австралии (вырезан ножницами)
2) это уникальное место – и страна, и континент одновременно
Да, хороша страна Австралия, но Россия лучше всех! Лучше всех для тех, кто здесь родился, живёт, работает и учится, потому что она наша родина.
Чтец 2
Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие — Таким законом наши предки жили И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага! Лелей лоскут отеческой земли, Как ни болотист, как ни каменист он, Не потянись за черноземом чистым, Что до тебя другие обрели. Лелей лоскут отеческой земли! И если враг задумает отнять Твоим трудом взлелеянное поле, Не по страничке, что учили в школе, Ты будешь знать, за что тебе стоять! Ты будешь знать, за что тебе стоять!
1975
А сколько песен написано на её стихи! Звучит «Звёздочка моя ясная!»
Ведущий: А сейчас предлагаю собрать осенний букет фокинских стихов» -
У Ольги Фокиной есть свой язык, по которому ее можно отличить от других поэтов. На бумажных осенних кленовых и берёзовых листьях напечатаны поэтические строки.
Стихи на листках:
Мне опять в дорогу скоро,
Мне опять прощаться с вами,
Земляничные угоры
Над речонкой с пескарями.
И от близости разлуки
На душе такая жалость,
Будто было счастье в руки,
А рука (во сне?) разжалась.
Большая Родина без малой
Не то что слишком велика,
А как бы дом родной – без мамы,
Без дела – мамина рука…
А теперь послушайте отрывок из стихотворения О. Фокиной «Вологде» и попробуйте найти особенное вологодское (севернорусское) словечко
А как не спеть об осени
С рябиновыми гроздьями,
С пылающими астрами,
С груздьями-алебастрами,
Когдка брусника – насыпью,
А жаравица– россыпью!
И нет на свете города
Щедрей, чем город Вологда.
Какую ягоду называет Фокина «жаравицей» (севернорусское словечко, архангельское и вологодское), а в вологодских говорах – «жаровика» ?
Ответ: клюква См. Вологодское словечко. – Вологда, 2011. – С.76.
Вопрос: а про какую ягоду О.Фокина так поэтично написала:
И ягода не лакома –
Понравится не всякому:
Наполовину мягкая,
А на другую – твёрдая,
Наполовину – сладкая,
А на другую – горькая…
Ответ: (черёмуха)
Стихотворение «Черё-черё-черёмуха!» - Буду стеблем. М, 1979. -С.39
Черёмуха для О.А. Фокиной особенно дорога, это дерево связано памятью об отце, над могилой которого растёт это дерево.
Внимание! «Чёрный ящик», или «волшебный ларец»
Ведущий:
У меня в руках «Волшебный ларец» . А в нём находится нечто, что необходимо в жизни любому человеку, но для Ольги Александровны имело особую ценность в определённый момент её жизни (в детские годы). Об этом – одно из её стихотворений.
Вопрос: Что находится в ларце?
Ответ: В ЛАРЦЕ – ПРЕДМЕТ – ЗЕМЛЯНИЧНОЕ РОЗОВОЕ МЫЛО
Подсказка:
Этот предмет – враг грязных рук
Ведущий читает стихотворение:
В цветной бумажке розовое мыло,
Ты пахнешь чем-то очень дорогим,
Ты пахнешь чем-то несказанно милым,
Но — чем же? Память, память, помоги!
Чуть уловимый запах земляники,
Едва заметный — ржи и васильков,
И аромат лесных тропинок диких,
И душный мёд некошеных лугов,
И — вместе всё... Когда такое было?
Но память вновь меня не подвела:
Ты пахнешь детством, розовое мыло!
Как позабыть об этом я смогла?
Была война. Дымы больших пожаров
Не залетали в нашу глухомань,
Но как-то в сельсовет пришёл подарок,
Пришла посылка с надписью: «Для бань».
Я материнских глаз не позабыла,
Они светились, радовались так,
Как будто дали нам не кубик мыла,
А самородок золота с кулак.
...Намытое, давно скрипело тело,
Уж мать в предбанник выносила таз,
Но открывать я долго не хотела
Зажмуренных от мыльной пены глаз.
Тогда впервые за четыре года
Запахло снова тёплым молоком,
И белым хлебом, и тягучим мёдом,
И васильками, и живым отцом.
Ведущий:
Много воды утекло с тех пор. Девочка Оля выросла, выучилась, стала большим поэтом. Выросли её дети, родились внуки. Ольге Александровне уже 80 лет. Она давно живёт в Вологде, но каждое лето проводит на земле своего детства и возвращается в Вологду с новыми стихами.
В сегодняшней поэтической Акции прозвучат и эти стихи, стихи именно последних лет, опубликованные в журнале «Вологодский лад».
ПРИВЕТЫ ИЗ ЛЕТА – 1 –я страничка
***
Огурец в теплице зазнаётся:
Он из лейки ласково полит!
Надувает щёки и смеётся
Помидор: и он не инвалид!
…………………………….
А картошка, как в горячем пепле,
Норовит под солнцем устоять,
Силится держать прямыми стебли,
Гроздь цветка повыше приподнять.
………………………………….
Только дождь из тучи ей поможет,
Только он спасёт чеснок и лук.
Неужели небо не увидит
И не вздрогнет, и не оросит
Тех, кто без подпорок и укрытий
В чистом поле сохнет на Руси?
***
Лето в август влетело
На подкрылках сухих,
Я черёмуху ела
За двоих, за троих!
----------------------------
***
Наконец-то плохая погода!
Намечается шанс отдохнуть
И от леса, и от огорода,
И от поля, где травы по грудь.
………………………..
***
Живу в деревне до упора,
Пока работает паром:
Река Двина замёрзнет скоро,
И будет мост – куда с добром!
---------------------------------------
…В родном краю остаться пленной –
И мне, ей-богу, не резон,
Но ехать в город беспроблемный, -
Как прерывать счастливый сон…
И снова медлю до предела,
До остеклененья зябких луж,
До появленья «мухи белой»,
До яви пушкинского «уж»:
«Уж небо осенью дышало»…
Моё дохнуло уж зимой!
И мне пора, пора, пожалуй,
Из дома…тоже ли – домой?..
Начав читать стихи Фокиной, вы скоро обнаружите, как много в них искренней любви к природе, ко всему тому, что и мы тоже любим с детских лет. У каждого из нас есть любимые цветы и деревья. Я, например, люблю сирень и черёмуху, а ещё берёзы. А вы?
Деревья в поэзии. Какие деревья часто встречаются в поэзии О.Фокиной?
Найти поэтические 2-4 строки о черёмухе, иве, сосне, осине, берёзе, рябине…
Старую рябину
Ветром повалило,
Пригвоздило градом,
Пригнело дождём.
Чере–чере-черемуха!
Чего-чего тебе вздыхать?
- Не при дороге выросла,
Взошла, где птица вытрясла.
***
Как же живёт Ольга Фокина сегодня? О чём печалится и радуется? О чём болит у неё душа?
НЕ РАДИ СЫТОСТИ ЖИВЁМ
*** Ведущий:
Я не хожу по магазинам,
Я не ищу себе товар.
И продуктовая корзина
Моя легка, как гонорар,
Предполагаемый за строчки
Неиздаваемых стихов!
…А на деревьях вспухли почки
От с юга дунувших ветров!
А на пригорке, где над речкой
Чуть приоттаяла земля,
Вдруг мать-и-мачеха, как свечка
Взялась цвести, тепло суля!
И это именно что надо!
Я наклоняюсь над цветком,
И быт забыт, и сердце радо
Цвесть с мать-и-мачехой рядком.
И что нам временная скудость
Тепла и влаги, - будет час,
Когда расколется посуда
От изобилья и у нас.
Да только, что нам изобилье?
Не ради сытости живём:
Мы нашу радость не купили
И продавать – не продаём.
ОБРАЩЕНИЕ ПОЭТА К НАМ:
***
Дети! Всё уже случилось!
Мы ещё чего-то ждём?
Нам явилась Божья милость:
Мы, рождённые, - живём!
Солнце всходит и заходит.
Снег сменяется на дождь.
Соответствуя Природе,
Вместе с ней не пропадёшь.
Есть вершины: полезай-ка!
Есть низины – воспари!
В небе коршун, в поле – зайка.
Надо всеми – свет зари.
Не бунтуй, приноровясь.
Помни, знай: Природа - Мать!
Про свою родную завязь
Ей ли что-нибудь не знать?!
***
Луг да поле. Роща да дубрава.
Царь да Стенька. Церковь да кабак.
Воля Волги. Крепость — твердь Урала.
Умница — Иван-дурак!
Радость — в песенной печали.
Горечь — в пляске удалой...
Как бы где тебя ни величали —
Русь останется собой!
ЖИЗНЬ – ИНТЕРЕСНЕЕ РОМАНОВ
Чтец
Обгоняя раннюю зарю,
Ветру молодящему навстречу
Я бегу, и жизнь благодарю
За былую ночь, за день, за вечер…
Хорошо озябнуть и устать,
А потом согреться и воспрянуть,
И дарёных радостей не ждать
Посреди житейского бурьяна.
Ведь бурьян не вечен, как и снег:
Днесь искрится,
завтра испарится.
Будь с зимой – зимою!
По весне –
Будь с весной и с песней,
как синица…
Чтец
Жизнь - интереснее романов, Зачем придумывать сюжет? Лишь зафиксируй, вставши рано, Ее на сломе-рубеже.
Жизнь - хороша! Ее не бойся! Не огибай! Не сторонись! Проснись, встряхнись, снежком умойся И, как в валы морские, - в жизнь!
Составитель: Людмила Евгеньевна Сергеева-Христова, главный
библиотекарь Юношеского центра областной библиотеки
Сценарий частично (стихи последних лет) составлен по материалам журнала «Вологодский лад».
Вологодский лад. – 2011. – № 1. – С.114.
Вологодский лад. – 2013. – № 2. – С.74 – 77
Вологодский лад. – 2014. – № 1. – С.86 – 87
Вологодский лад. – 2014. – № 2. – С.86 – 87
Вологодский лад. – 2015. – № 2. – С.14 – 15.
Практические советы по проведению Акции
1. Предложенные стихи можно напечатать на бумажных разноцветных кленовых листьях. Разложить на столах тех учеников, которые будут помощниками учителя в проведении Акции. Они или заранее выучат наизусть выбранное стихотворение или смогут его выразительно прочитать с листа.
2. Педагог соберёт букет из фокинских стихов в конце акции. Можно также украсить ими магнитную доску.
3. Желательно наглядное оформление классной доски (Портрет О.А. Фокиной)
4. Необходимо оборудование: «чёрный ящик», кусок земляничного мыла,
вырезанный из бумаги контур Австралии для соответствующего задания и запись песен О.Фокиной на телефоне или другом устройстве (при необходимости)