Литературный вечер по творчеству А.А. Пошехонова
Бюджетное учреждение культуры
Шекснинского муниципального района
«Централизованная библиотечная система»
Библиотека - филиал №32
«ХРАНЯ В ДУШЕ ВОСТОРГ…» (Литературный вечер по творчеству А.А. Пошехонова)
п. Шексна, 2012 г.
Оформление: На журнальном столике книжная выставка «Храня в душе восторг…», где представлены книги автора, Литература о нём, фотографии автора.
Цитата:
Не стремлюсь, чтоб меня почитали,
А хочу, чтобы чаще читали
И рассказы мои, и стихи,
В коих помыслы, думы, грехи
Незатейливой правдой встают,
Объясняют и воссоздают
Вехи жизни, пространство и темы,
Где есть все: и покой, и проблемы!
/Александр Пошехонов/
Действующие лица: Ведущие (1) и (2)
Чтецы (1) - (4)
Исполнители песен
(Звучит песня «Осень жизни…» на слова А. Пошехонова, в исполнении А. Широглазова )
Ведущий (1): Кто он - этот таинственный поэт Александр Пошехонов?
Может быть, он единственный в России, кто ещё не слишком близок, чтобы его слово достигло нас, коснулось нас так, чтобы мы остались под влиянием этого прикосновения.
А слова его отличаются тем, что касаются нас судьбоносно, поскольку они поэтически творят судьбу нас самих. Именно ту судьбу, в которой мы пребываем, знаем мы об этом или нет, и независимо от того, готовы мы или нет предоставить себя этой судьбе.
Ведущий (2): Александр Алексеевич Пошехонов родился 23 января 1956 года в деревне Доронино Череповецкого района Вологодской области в крестьянской семье. Детство прошло на берегах реки Шексны. В деревне Доронино закончил школу - четырехлетку. Дальнейшее образование получил в Череповце. Армейскую службу проходил в Германии. Женат. Двое детей.
Член Союза писателей России. Поэт. Дважды лауреат премии Вологодского обкома ВЛКСМ, лауреат конкурса имени Николая Рубцова (80-е годы 20 века), лауреат конкурса «Золотое перо» (2001 год, Санкт - Петербург), лауреат всероссийской православной литературной премии имени святого благоверного великого князя Александра Невского в номинации «За верность поэтическому образу России» (2009 год, Свято - Троицкая Александро - Невская лавра). Стихи Александра Пошехонова вошли в трехтомную «Антологию русского лиризма 20 века». Автор многих книг стихов и афоризмов.
Ведущий (1): Поэзию Пошехонова можно отнести к «тихой» деревенской лирике.
Чтец (1): Стихотворение «Я с «татем» и «смородиной»
Чтец (2): Стихотворение «Вот дом родной»
Чтец (3): Стихотворение «Из детства»
Чтец (4): Стихотворение «Ох, о многом…»
Ведущий (1): Собственное своего стиха поэт не выдумал. Собственное ему сообщено.
Вот она, святая воля -
Топать к лесу, топать к полю
По дороженьке пешком,
До ночёвки с костерком,
Где в тумане куличок
Вскрикнет, будто бы споткнётся.
Где во мне опять проснётся
Русский странный мужичок.
Странный мужичок - ещё не очарованный странник. Но начало есть - в молодом голосе поэта уже звучит то, что ему предстоит сказать в зрелом возрасте. Но до этого ещё - долгий и мучительный путь жизни, поэтому и слово становится странным - заглядывающим в даль.
Чтец (1): Стихотворение «Этюд»
Ведущий (2): Нужно вглядеться в даль или заглянуть за горизонт, чтобы воспеть то, что простому смертному и подумать-то невозможно. Говорение в даль становится призывом. Поэт предчувствует то, что предчувствует сердце человека.
Лежу разбитый и больной
В руке дрожит с отваром кружка,
Стоит с молитвою старушка,
Как добрый ангел неземной.
Еще нет понимания:
Кто ты? — Я еще не знаю.
Дух ли добрый, дух ли древний?
Знаю только, что с тобою
Мне уже не разминуться.
Вот летишь ты стаей птичьей
Над остывшею деревней,
И не хочешь разреветься,
И не можешь улыбнуться...
Чтец (2): Стихотворение «Эх, вольная воля…»
Ведущий (2): Но уже есть отношение к русской (Вологодской поэзии):
Тропинку узкую пробью
В снегах к оградам:
Вот доброй бабушки приют,
Вот дяди - рядом.
Дружка печальные глаза
С плиты могильной
Мне что-то силятся сказать…
Сказать бессильны.
Дружка печальные глаза - это глаза Николая Рубцова. И это не оговорка. Это отражение собственных глаз, которое откровенно проглядывается уже в его ранних стихах:
Холода над рекою.
На душе - холода.
Мне не будет покоя
Никогда, никогда.
Сердце чувствует волю,
Я пока ещё жив,
Но слепцами по полю
Разбрелись миражи.
Чтец (3): Стихотворение «Ты прости меня, Россия»
Ведущий (1): Многие русские поэты рано уходят из жизни, это удел многих русских поэтов. Казалось бы, что это дела давно минувших дней. Но – это и предвиденный отклик и на наше время. Осиротело сердце безнадежно.
На заре меня убили,
На заре.
В декабре морозном или
В январе…
(звучит песня «Реквием» в исполнении Некрасова В.Ф., на слова А. Пошехонова)
Ведущий (1): В этих (шукшинских ощущениях) строчках необыкновенно чутко угадывается суть исполнения жертвенной роли поэта, символикой которой - на заре, в < … > морозном, по земле… Заря – смысл поэтической надежды. Горизонт человеческих чаяний. Мороз – нетленности. И, наконец, подлинный поэт может лежать, раскинув руки не на земле, а по земле. В этом-то и состоит глубочайшая суть жертвенности поэта: руки раскидываются по земле! Поэт плачет по родной земле.
Чтец (4): Стихотворение «Я не скрываю этих слёз»
Ведущий (2): Хотя поэт плачет по своей Руси по утраченным традициям, переживает душой за происходящее в нашей стране. В его душе живет надежда на лучшее будущее. Ему не хочется отпускать руки, ему по силам пребывать в вечном борении.
Чтец (1): Стихотворение «Люби меня, последняя надежда»
Ведущий (2): «Я обнажил в себе пророка», — произнёс он в зрелом возрасте. Почему это произошло? Что же такое случилось, что он «...смысл Молитвенный узрел». Неужели на него сошла Божественная Благодать?
Услышал я, как Вечный Гений Ключи к духовности куёт!
Прозрение — удел не многих! Александр Пошехонов сказал земным словом о неземном. Божественный талант соединился с земным талантом — появилась величественная симфония неба и земли. Это высший миг просветлённой поэзии!
Мне открываются миры,
Мне улыбается пространство,
Где мудро дремлет постоянство,
И тлеют вечности костры.
Прозрение — на то и прозрение, чтобы слушать «ржавую людскую молву»:
До чего ж поэты скоры
На высокие слова!..
Но нужно ли доказывать и без того очевидное.
Буду просто верить в чудо
И в удачи бытия.
И совсем уж просто.
Вот осинка задрожала
Каждым листиком в тиши...
Вот слезинка пробежала
Возле сердца и души...
Ведущий (1): Жизнь человеческая соткана из противоречий: соседствует с пороком благодать, разум пытается загнать чувства в клеть, а в клети чувства плохо греют. Но, вырвавшись наружу, чувства звереют. Ни в клетке, ни в озверении любви нет, как и нет спасения. Сказки милой старины намекают: не избыть своей вины.
Я слеп. Глаза мои полны
Воды и синего тумана.
Мои зрачки полны обмана
И недоказанной вины.
Полны обмана два зрачка,
За их тоскливою виною
Миров движение иное,
Пути иные и века.
Говорит поэт:
Вы не трогайте руками
Память сладкую мою.
Скуповатыми глотками
Я её ночами пью.
Ведущий (2): Покаяние и искупление - новая тема Александра Пошехонова. Достаточно ли того, что:
Красота и Любовь
Облекут мои думы в стихи
И подарят бессмертие
Женщине в бледной вуали?
Достаточно ли подарить женщине Красоту и Любовь? Воссияет ли от этого поэтического слова светлый образ её? Или русская София — вечная женственность - так и останется скитаться в снежном царстве серебряного века?
Мужское сердце. Вот оно — в груди.
Красно от клятв. Наивно. Простовато.
Открыто настежь, словно дверь палаты —
О, женщина! Любимая! Войди!
Чтец (2): Стихотворение «Ты - не ты…»
Ведущий (1): И снова поэт не ждет покоя. Он ступил на другой берег. Путешествие продолжается, и это путешествие очарованного странника.
И плыву я по течению.
Словно в лодке по реке,
В добровольном заточении –
В деревенском теремке!
Чтобы не просто быть, а понять, что ты есть очарованный странник, нужно нечто большее, чем свобода. Нужно понять, что ты волен выбрать свое собственное, а не чужое. Чужое - всегда соблазнительнее, даже дьявольски соблазнительнее.
Очарованный странник не был бы очарованным странником, если бы не пытался построить себе духовный скит. И Александр строит его. Строит долго и упорно. Подвижнически. Так уж случается, что состоявшийся (духовно) поэт начинает говорить о белом. Белый цвет - символ чистоты и покаяния, символ умиротворения. Вспомним рубцовские белые ромашки и есенинские белые рубашки, а Александр Пошехонов также красит свой скит в белый цвет:
Года идут,
А жизнь всё также учит,
Не балуя, но строгость соблюдая,
И если я томлю её терпенье,
Она даёт урок, наглядный столь,
Что месяцами мучаю сознанье
Неимоверным поиском ответа,
И каюсь страстно, совестью избитый,
И озаряюсь истинной любовью,
И скит духовный крашу в белый цвет!
Ведущий (2): В белом ските рождаются сказки не подверженные порче времени. Они красивы потому и вечны.
Чтец (3): Тихий, тихий зимний вечер
Тихий, тихий зимний вечер:
Выйду в сени, гостью встречу,
Дверь плотнее притворю,
И на целый зимний вечер
Завлеку, заговорю.
Расскажу ей небылицу,
А она вздохнёт в ответ.
Будет тихо в окна литься
Серебристый, талый свет.
Свет хмельного полнолунья,
Словно брага из ковша,
Обнадёжит лаской куньей —
И откликнется душа
На приветливые речи,
На тепло души иной...
Тихий, тихий зимний вечер
Станет сказкой неземной.
Ведущий (1): Александр Пошехонов взялся за перо не случайно. Пристальность его вглядывания в жизнь, размышления над непростыми и неоднозначными процессами бытия, умение выслушать собеседника и выделить в нем наиболее характерные и яркие черты, услышать своеобразие речи, отметить и оценить государственную озабоченность современника - все это выгодно выделяет и отличает поэтическую наклонность молодого поэта. Он старается не размениваться по пустякам, а вести здравую и заинтересованную беседу с читателем. Пошехонов даже, казалось бы, в пейзажных стихах умеет вывести читателя на крупный разговор, потому что пейзаж для него, прежде всего,- Родина. А Родина постоянная его боль и озабоченность, о ней бесконечные мысли и тревоги, тоска и любовь, вера и надежда. Вот характерное стихотворение.
Чтец (4): «В ночном поле»
Ночь позвала, и я пошел за ней,
Пошел не в сон, а прямо в чисто поле,
Где по росистой травушке раздольно
Гулял табун норовистых коней.
Звенела ночь июльским бубенцом,
Жевали кони клевер и осоку,
А в небесах безоблачно высоких
Плыла луна с загадочным кольцом.
Шеломами железными стога
Мертво темнели в синем полумраке.
И дальний непонятный лай собаки
Казался лаем злейшего врага.
Гудело сердце, к мозгу кровь гоня,
Как будто позади неслась погоня.
Но так спокойны были в поле кони,
Что это успокоило меня.
Я уходил в медовый травостой,
Совсем забыв дневные неудачи,
Храня в душе восторг на грани плача
От мысли и внезапной и простой,
Что я иду от шума и огней,
Чтоб здесь, в июльской травянистой сини
Вдруг по-родному встретиться с Россией
И постоять под ветром вместе с ней…
Ведущий (2): Творчество Александра Пошехонова - это итог раздумий о времени и о себе, это рассказ о судьбе крестьянского паренька, который, как и тысячи его сверстников, уехал из деревни в поисках своего места в жизни. Становление личности, ее сомнения и тревоги, приобретения и потери, радости и разочарования- все это автор пытался осмыслить в своих стихах, написанных в разные годы.
Главная идея произведений поэта - человек и время, в котором мы живем и в котором строим свою судьбу, неразрывно связанную с судьбами своих соотечественников. Каким он будет, наш общий дом? Каким будет его хозяин? Вот главные вопросы, на которые автор ищет ответы, вглядываясь в современников, в себя самого. Осмысляя процессы, происходящие в сегодняшней жизни, Александр Пошехонов, с одной стороны, радуется переменам на родной земле, а с другой, болезненно их переживает, пытаясь разобраться в том, что в них хорошо, а что плохо. Забвение исторической памяти, сломанные судьбы сверстников, бездуховность - вот болевые точки, не дающие покоя, вот тот строительный «сор», неизбежный при возведении нового дома. Важно, по мысли автора, построить не просто дом, важно сохранить в нем лад и согласие, любовь и совет, мир и покой. Вот почему так часто автор выходит на тему ответственности каждого человека перед обществом, вот почему он снова и снова обращается к нравственному опыту своего народа, вот почему постоянно говорит о преемственности поколений. Не на каждый вопрос удается найти ответ, но поиск его и все, что с ним связано, - основной стержень поэтического творчества. Автор не замыкается в себе, своих переживаниях, он выходит на людей разных профессий и возрастов, ведет с ними диалог о проблемах времени, через их судьбы пытается увидеть главные черты своего поколения, понять себя.
Чтец (1): Стихотворение «Спички»
Чтец (2): Стихотворение «Увы,увы…»
Чтец (3): Стихотворение «Ручка с тетрадкой…»
Ведущий (1): На базе средней общеобразовательной школы в деревне Новое Домозёрово Череповецкого района существует музей Александра Пошехонова. Создан школьный музей в 2005 году по инициативе директора школы, учителя-словесника Валентина Александровича Чернова, приуроченное к пятидесятилетию поэта. В арсенале экспозиции есть черновики, множество публикаций поэта и даже портрет литератора, написанный его дочерью Анной.
Сегодня в школьном Музее поэта свыше четырехсот единиц хранения.
При музее работает историко-литературный клуб «Автограф», которым с 2000 года – момента его основания – руководит учитель русского языка и литературы Ирина Николаевна Чукаева.
(звучит песня «Зимняя песня» на слова А. Пошехонова в исполнении А. Широглазова)
Список использованной литературы:
1. Вологодский собор: Литературно - художественный альманах писателей – вологжан /Сост. А. Цыганов, А. Грязев. - Вологда: КИФ «Вестник», 1995. - 239 С.
2. Литературная Вологда: Альманах /Ред. А.А. Цыганов, В.А. Плотников. - Вологодская писательская организация, 2001.- 464 с.
3. Пошехонов А. Причастность: Стихотворения. – Вологда: КИФ «Вестник», 1993.- 128 с. – (Молодые литераторы вологодчины)
4. Пошехонов А. Странник.- «Вологда. XX век», 1999.- 32 С.
5. Пошехонов А. Я стал очевидцем // Вологодский ЛАД.- 2010. - № 2.- С. 190-191.
6. Пошехонов А. Пропитаюсь теплом заоконным… // Вологодский ЛАД. - 2009.- № 3.- С. 170-171.
7. Пошехонов А. И этот дождь меня спасет… //Вологодский ЛАД.- 2008. -№ 1. - С. 151-153
8. Пошехонов А. Если нет у свободы души… //Пятницкий бульвар. - 2005. - № 8. - С.23
9. Пошехонов А. Судьба… //Роман - газета XXI век.- 2000.- № 3.- С.76
Составители:
Онищенко Н.В., библиотекарь читального зала библиотеки – филиала № 32.
Шувалова Г.Г., библиограф библиотеки – филиала № 32.