Литературный вечер по творчеству А.А. Пошехонова

 Бюджетное учреждение культуры

Шекснинского муниципального района

«Централизованная библиотечная система»

Библиотека - филиал №32

«ХРАНЯ В ДУШЕ ВОСТОРГ…» (Литературный вечер по творчеству А.А. Пошехонова)

п. Шексна, 2012 г.

Оформление: На  журнальном столике  книжная выставка  «Храня  в душе  восторг…», где представлены книги автора,  Литература о нём, фотографии  автора. 

Цитата:

Не стремлюсь, чтоб меня почитали,

А хочу, чтобы чаще читали

И рассказы мои, и стихи,

В коих помыслы, думы, грехи

Незатейливой правдой встают,

Объясняют и воссоздают

Вехи жизни, пространство и темы,

Где есть все: и покой, и проблемы!

                               /Александр Пошехонов/

 

Действующие  лица:  Ведущие  (1) и (2)

                                        Чтецы (1) - (4)

                                        Исполнители песен

 

(Звучит песня «Осень жизни…»  на  слова А. Пошехонова,  в  исполнении  А.  Широглазова )

Ведущий (1): Кто он - этот таинственный поэт Александр Пошехонов?

Может быть, он единственный в России, кто ещё не слишком близок, чтобы его слово достигло нас, коснулось нас так, чтобы мы остались под влиянием этого прикосновения.

А слова его отличаются тем, что касаются нас судьбоносно, поскольку они поэтически творят судьбу нас самих. Именно ту судьбу, в которой мы пребываем, знаем мы об этом или нет, и независимо от того, готовы мы или нет предоставить себя этой судьбе.

Ведущий (2): Александр Алексеевич Пошехонов родился 23 января 1956 года в деревне Доронино Череповецкого района Вологодской области  в крестьянской семье. Детство прошло на берегах реки Шексны. В деревне  Доронино  закончил  школу - четырехлетку. Дальнейшее образование получил в Череповце.  Армейскую службу  проходил  в Германии. Женат. Двое детей.  

Член Союза писателей России. Поэт. Дважды лауреат премии Вологодского обкома ВЛКСМ, лауреат конкурса имени Николая Рубцова (80-е годы 20 века), лауреат конкурса «Золотое перо» (2001 год, Санкт - Петербург), лауреат всероссийской православной литературной премии имени святого благоверного великого князя Александра Невского в номинации «За верность поэтическому образу России» (2009 год, Свято - Троицкая Александро - Невская лавра). Стихи Александра Пошехонова вошли в трехтомную «Антологию русского лиризма 20 века».  Автор многих книг стихов и афоризмов.

Ведущий (1): Поэзию Пошехонова можно отнести к «тихой» деревенской лирике.

Чтец (1): Стихотворение   «Я с «татем» и «смородиной»

Чтец (2): Стихотворение  «Вот дом родной»

Чтец (3): Стихотворение   «Из детства»

Чтец (4): Стихотворение  «Ох, о многом…»

Ведущий  (1):  Собственное своего стиха поэт не выдумал.  Собственное ему сообщено.

Вот она, святая воля -

Топать к лесу, топать к полю

По дороженьке пешком,

До ночёвки с костерком,

Где в тумане куличок

Вскрикнет, будто бы споткнётся.

Где во мне опять проснётся

Русский странный мужичок.

Странный мужичок - ещё не очарованный странник. Но начало есть - в молодом голосе поэта уже звучит то, что ему предстоит сказать в зрелом возрасте. Но до этого ещё - долгий и мучительный путь жизни, поэтому и слово становится странным - заглядывающим в даль.

 

Чтец (1): Стихотворение  «Этюд»

          

         Ведущий (2): Нужно вглядеться в даль или заглянуть за горизонт, чтобы воспеть то, что простому смертному и подумать-то невозможно. Говорение в даль становится призывом. Поэт предчувствует то, что предчувствует сердце человека.

Лежу разбитый и больной

В руке дрожит с отваром кружка,

Стоит с молитвою старушка,

Как добрый ангел неземной.

                    Еще нет понимания:

Кто ты? — Я еще не знаю.

Дух ли добрый, дух ли древний?

Знаю только, что с тобою

Мне уже не разминуться.

Вот летишь ты стаей птичьей

Над остывшею деревней,

И не хочешь разреветься,

И не можешь улыбнуться...

Чтец (2): Стихотворение  «Эх, вольная воля…»

 

Ведущий (2):  Но уже есть отношение к русской (Вологодской поэзии):

Тропинку узкую пробью

В снегах к оградам:

Вот доброй бабушки приют,

Вот дяди - рядом.

Дружка печальные глаза

С плиты могильной

Мне что-то силятся сказать…

Сказать бессильны.

Дружка печальные глаза - это глаза Николая Рубцова. И это не оговорка. Это отражение собственных глаз, которое откровенно проглядывается уже в его ранних стихах:

Холода над рекою.

На душе - холода.

Мне не будет покоя

Никогда, никогда.

Сердце чувствует волю,

Я пока ещё жив,

Но слепцами по полю

Разбрелись миражи.

 

Чтец (3): Стихотворение  «Ты прости меня, Россия»

         Ведущий  (1): Многие русские поэты рано уходят из жизни, это удел многих русских поэтов. Казалось бы, что это дела давно минувших дней. Но – это и предвиденный отклик и на наше время. Осиротело сердце безнадежно.

На заре меня убили,

На заре.

В декабре морозном или

В январе…

 

(звучит песня «Реквием» в исполнении Некрасова В.Ф.,  на слова  А. Пошехонова)

 

         Ведущий (1):  В этих (шукшинских ощущениях) строчках необыкновенно чутко угадывается суть исполнения жертвенной роли поэта, символикой которой - на заре, в < … > морозном, по земле… Заря – смысл поэтической надежды. Горизонт человеческих чаяний. Мороз – нетленности. И, наконец, подлинный поэт может лежать, раскинув руки не на земле, а по земле. В этом-то и состоит глубочайшая суть жертвенности поэта: руки раскидываются по земле! Поэт плачет по родной земле.

 

 Чтец (4): Стихотворение «Я не скрываю этих слёз»

 

          Ведущий (2): Хотя поэт плачет по своей Руси по утраченным традициям, переживает душой за происходящее  в нашей стране. В его душе живет надежда на лучшее будущее. Ему не хочется отпускать руки, ему по силам пребывать в вечном борении.

 

Чтец (1):  Стихотворение  «Люби меня, последняя надежда»

 

 Ведущий (2):  «Я обнажил в себе пророка», — произнёс он в зрелом возрасте. Почему это произошло? Что же такое случилось, что он «...смысл Молитвенный узрел». Неужели на него сошла Божественная Благодать?

Услышал я, как Вечный Гений Ключи к духовности куёт!

Прозрение — удел не многих! Александр Пошехонов сказал земным словом о неземном. Божественный талант соединился с земным талантом — появилась величественная симфония неба и земли. Это высший миг просветлённой поэзии!

Мне открываются миры,

Мне улыбается пространство,

Где мудро дремлет постоянство,

И тлеют вечности костры.

Прозрение — на то и прозрение, чтобы слушать «ржавую людскую молву»:

До чего ж поэты скоры

На высокие слова!..

Но нужно ли доказывать и без того очевидное.  

Буду просто верить в чудо

И в удачи бытия.

И совсем уж просто.

Вот осинка задрожала

Каждым листиком в тиши...

Вот слезинка пробежала

Возле сердца и души...

 

Ведущий (1): Жизнь человеческая соткана из противоречий: соседствует с пороком благодать, разум пытается загнать чувства в клеть, а в клети чувства плохо греют. Но, вырвавшись наружу, чувства звереют. Ни в клетке, ни в озверении любви нет, как и нет спасения. Сказки милой старины намекают: не избыть своей вины.

Я слеп. Глаза мои полны

Воды и синего тумана.

Мои зрачки полны обмана

И недоказанной вины.

Полны обмана два зрачка,

За их тоскливою виною

Миров движение иное,

Пути иные и века.

Говорит поэт:

Вы не трогайте руками

Память сладкую мою.

Скуповатыми глотками

Я её ночами пью.

 

Ведущий (2):  Покаяние и искупление - новая тема Александра Пошехонова. Достаточно ли того, что:

Красота и Любовь

Облекут мои думы в стихи

И подарят бессмертие

Женщине в бледной вуали?

     Достаточно ли подарить женщине Красоту и Любовь? Воссияет ли от этого    поэтического слова светлый образ её? Или русская София — вечная женственность - так и останется скитаться в снежном царстве серебряного века?

Мужское сердце. Вот оно — в груди.

Красно от клятв. Наивно. Простовато.

Открыто настежь, словно дверь палаты —

О, женщина! Любимая! Войди!

 

 Чтец (2): Стихотворение «Ты - не ты…»

 

 Ведущий (1): И снова поэт не ждет покоя. Он ступил на другой берег. Путешествие продолжается, и это путешествие очарованного странника.

И плыву я по течению.

Словно в лодке по реке,

В добровольном заточении –

В деревенском теремке!

Чтобы не просто быть, а понять, что ты есть очарованный странник, нужно нечто большее, чем свобода. Нужно понять, что ты волен выбрать свое собственное, а не чужое. Чужое - всегда соблазнительнее, даже дьявольски соблазнительнее.

         Очарованный странник не был бы очарованным странником, если бы не пытался построить себе духовный скит. И Александр строит его. Строит долго и упорно. Подвижнически. Так уж случается, что состоявшийся (духовно) поэт начинает говорить о белом. Белый цвет - символ чистоты и покаяния, символ умиротворения. Вспомним рубцовские белые ромашки и есенинские белые рубашки, а  Александр Пошехонов также красит свой скит в белый цвет:

Года идут,

А жизнь всё также учит,

Не балуя, но строгость соблюдая,

И если я томлю её терпенье,

Она даёт урок, наглядный столь,

Что месяцами мучаю сознанье

Неимоверным поиском ответа,

И каюсь страстно, совестью избитый,

И озаряюсь истинной любовью,

И скит духовный крашу в белый цвет!

Ведущий (2): В белом ските рождаются сказки не подверженные порче времени. Они красивы потому и вечны.

 Чтец (3): Тихий, тихий зимний вечер

Тихий, тихий зимний вечер:

Выйду в сени, гостью встречу,

Дверь плотнее притворю,

И на целый зимний вечер

Завлеку, заговорю.

Расскажу ей небылицу,

А она вздохнёт в ответ.

Будет тихо в окна литься

Серебристый, талый свет.

Свет хмельного полнолунья,

Словно брага из ковша,

Обнадёжит лаской куньей —

И откликнется душа

На приветливые речи,

На тепло души иной...

Тихий, тихий зимний вечер

Станет сказкой  неземной.

 Ведущий (1):     Александр Пошехонов взялся за перо не случайно. Пристальность его вглядывания в жизнь, размышления над непростыми и неоднозначными про­цессами бытия, умение выслушать собеседника и выде­лить в нем наиболее характерные и яркие черты, услы­шать своеобразие речи, отметить и оценить государст­венную озабоченность современника - все это выгодно выделяет и отличает поэтическую наклонность молодого поэта. Он старается не размениваться по пустякам, а вести здравую и заинтересованную беседу с читателем. Пошехонов даже, казалось бы, в пейзажных стихах умеет вывести читателя на крупный разговор, потому что пейзаж для него, прежде всего,- Родина. А Родина постоянная его боль и озабоченность, о ней бесконеч­ные мысли и тревоги, тоска и любовь, вера и надежда. Вот характерное стихотворение.

Чтец (4):  «В ночном поле»

Ночь позвала, и я пошел за ней,

Пошел не в сон, а прямо в чисто поле,

Где по росистой травушке раздольно

Гулял табун норовистых коней.

Звенела ночь июльским бубенцом,

Жевали кони клевер и осоку,

А в небесах безоблачно высоких

Плыла луна с загадочным кольцом.

Шеломами железными стога

Мертво темнели в синем полумраке.

И дальний непонятный лай собаки

Казался лаем злейшего врага.

Гудело сердце, к мозгу кровь гоня,

Как будто позади неслась погоня.

Но так спокойны были в поле кони,

Что это успокоило меня.

Я уходил в медовый травостой,

Совсем забыв дневные неудачи,

Храня в душе восторг на грани плача

От мысли и внезапной и простой,

Что я иду от шума и огней,

Чтоб здесь, в июльской травянистой сини

Вдруг по-родному встретиться с Россией

И постоять под ветром вместе с ней…

 

Ведущий (2): Творчество  Александра Пошехонова - это итог раздумий о времени и о себе, это рассказ о судьбе крестьянского паренька, который, как и тысячи его сверстников, уехал из деревни в поисках своего места в жизни. Становление личности, ее сомнения и тревоги, приобретения и потери, радости и разочарования- все это автор пытался осмыслить в своих стихах, написанных в разные годы.

Главная идея произведений поэта - человек и время, в котором мы живем и в котором строим свою судьбу, неразрывно связанную с судьбами своих соотечественников. Каким он будет, наш общий дом? Каким будет его хозяин? Вот главные вопросы, на которые автор ищет ответы, вглядываясь в современников, в себя самого. Осмысляя процессы, происходящие в сегодняшней жизни, Александр Пошехонов, с одной стороны, радуется переменам на родной земле, а с другой, болезненно их переживает, пытаясь разобраться в том, что в них хорошо, а что плохо. Забвение исторической памяти, сломанные судьбы сверстников, бездуховность - вот болевые точки, не дающие покоя, вот тот строительный «сор», неизбежный при возведении нового дома. Важно, по мысли автора, построить не просто дом, важно сохранить в нем лад и согласие, любовь и совет, мир и покой. Вот почему так часто автор выходит на тему ответственности каждого человека перед обществом, вот почему он снова и снова обращается к нравственному опыту своего народа, вот почему постоянно говорит о преемственности поколений. Не на каждый вопрос удается найти ответ, но поиск его и все, что с ним связано, - основной стержень поэтического творчества. Автор не замыкается в себе, своих переживаниях, он выходит на людей разных профессий и возрастов, ведет с ними диалог о проблемах времени, через их судьбы пытается увидеть главные черты своего поколения, понять себя.

Чтец (1): Стихотворение   «Спички»

Чтец (2): Стихотворение  «Увы,увы…»

Чтец (3): Стихотворение  «Ручка с тетрадкой…»

 

 Ведущий (1): На базе средней общеобразовательной школы в деревне Новое Домозёрово Череповецкого района существует музей Александра Пошехонова. Создан школьный музей в 2005 году по инициативе директора школы, учителя-словесника Валентина Александровича Чернова, приуроченное к пятидесятилетию поэта. В арсенале экспозиции есть черновики, множество публикаций поэта и даже портрет литератора, написанный его дочерью Анной.

         Сегодня в школьном Музее поэта свыше четырехсот единиц хранения.

При музее работает историко-литературный клуб «Автограф», которым с 2000 года – момента его основания – руководит учитель русского языка и литературы Ирина Николаевна Чукаева.

 

(звучит песня «Зимняя песня» на слова А. Пошехонова в исполнении А. Широглазова)

Список использованной литературы:

 

1.     Вологодский собор:  Литературно - художественный альманах писателей вологжан /Сост. А. Цыганов,  А.  Грязев. - Вологда: КИФ «Вестник»,  1995. - 239 С.

2.     Литературная Вологда: Альманах  /Ред.  А.А.  Цыганов,  В.А. Плотников. - Вологодская писательская организация, 2001.- 464 с.

3.     Пошехонов А. Причастность: Стихотворения. – Вологда: КИФ «Вестник», 1993.- 128 с. – (Молодые литераторы  вологодчины)

4.     Пошехонов А. Странник.- «Вологда. XX век», 1999.- 32 С.

5.     Пошехонов А. Я стал очевидцем // Вологодский ЛАД.- 2010. - № 2.- С. 190-191.

6.     Пошехонов А. Пропитаюсь теплом заоконным… // Вологодский ЛАД. - 2009.- № 3.- С. 170-171.

7.     Пошехонов А. И этот дождь меня спасет… //Вологодский ЛАД.- 2008. -№ 1. - С. 151-153

8.     Пошехонов А. Если нет у свободы души… //Пятницкий бульвар. - 2005. - № 8. - С.23

9.     Пошехонов А. Судьба… //Роман - газета XXI век.- 2000.- № 3.- С.76

 

Составители:

Онищенко Н.В., библиотекарь  читального  зала  библиотеки – филиала №  32.

Шувалова Г.Г., библиограф  библиотеки – филиала №  32.